Биология конспекты по темам подготовка к егэ. Как старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно с нуля? Уровни организации жизни

http://vk.com/ege100ballov

Ботаника

Растительная клетка, ее строение

Побег. Лист. Стебель

Цветок - видоизмененный побег

Размножение растений

Опыление. Оплодотворение

Развитие растительного мира

Водоросли

Бактерии

Лишайники

Папоротники

Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения

Цветковые растения. Класс однодольные

Цветковые растения. Класс двудольные

Царство Грибы

Зоология

Общие сведения о животных. Одноклеточные

Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Тип Моллюски

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

Тип Хордовые

Надкласс Рыбы

Класс Земноводные (Амфибии)

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады)

Класс Птицы (Пернатые)

Класс Млекопитающие (Звери)

Эволюция животного мира

Анатомия и физиология человека

Общий обзор организма человека

Опорно-двигательная система человека

Ткани, их строение и функции

Мышцы. Их строение и функции

Внутренняя среда организма

Иммунитет

Кровообращение. Лимфообращение

Строение сердца

Газообмен в легких и тканях

Пищеварение

Размножение человека

Выделение

Железы внутренней секреции

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Нервная система человека

Органы чувств (Анализаторы)

Высшая нервная деятельность

Общие биологические закономерности

Основные положения клеточной теории, ее значение

Химический состав клеток

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Фотосинтез

Синтез белка

Вирусы, их строение и функционирование

Деление клеток - основа размножения и роста организмов

Половое и бесполое размножение организмов

Эмбриональное развитие животных

Общая биология

Основы генетики. Законы наследственности

Половые хромосомы и аутосомы. Генотип

Изменчивость, ее формы и значение

Приспособленность организмов к среде обитания,ее причины

Генетика и теория эволюции

Додарвиновский период в развитии биологии

Эволюционное учение Дарвина

Антропогенез

Основы селекции

Основы экологии. Биогеоценоз

Агроценоз

Учение о биосфере

Ботаника Растительная клетка, ее строение

Типичная растительная клетка содержит хлоропласты и вакуоли и окружена целлюлозной клеточной стенкой.

Плазматическая мембрана (плазмалемма), окружающая растительную клетку , состоит из двух слоев липидов и встроенных в них молекул белков. Молекулы липидов имеют полярные гидрофильные «головки» и неполярные гидрофобные «хвосты». Такое строение обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку и из нее.

Клеточная стенка состоит из целлюлозы, ее молекулы собраны в пучки микрофибрилл, которые скручены в макро-фибриллы. Прочная клеточная стенка позволяет поддерживать внутреннее давление - тургор.

Цитоплазма состоит из воды с растворенными в ней веществами и органоидов. Хлоропласты - это органеллы, в которых происходит фотосинтез; различают зеленые

хлоропласты, содержащие хлорофилл, хромопласты, содержащие желтые и оранжевые пигменты, а также лейкопласты - бесцветные пластиды.

Для растительных клеток характерно наличие вакуоли с клеточным соком, в котором растворены соли, сахара, органические кислоты. Вакуоль регулирует тургор клетки.

Аппарат Гольджи - это комплекс плоских полых цистерн и пузырьков, где синтезируются полисахариды, входящие в состав клеточной стенки.

Митохондрии - двухмембранные тельца, на складках их внутренней мембраны - кристах - происходит окисление органических веществ, а освободившаяся энергия используется для синтеза АТФ.

Гладкий эндоплазматический ретикулум - место синтеза липидов. Шероховатый эндоплазматический ретикулум связан с рибосомами, осуществляет синтез белков.

Лизосомымембранные тельца, содержащие ферменты внутриклеточного пищеварения .

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Переваривают вещества, избыточные органеллы (аутофагия) или целые клетки (аутолиз).

Ядро - окружено ядерной оболочкой и содержит наследственный материал - ДНК со связанными с ней белками - гистонами (хроматин). Ядро контролирует жизнедеятельность клетки. Ядрышко - место синтеза молекул т-РНК, р-РНК и рибосомных субъединиц. Хроматин содержит кодированную информацию для синтеза белка в клетке. Во время деления наследственный материал представлен хромосомами.

Плазмодесмы (поры) - мельчайшие цитоплазматические каналы, пронизывающие клеточные стенки и объединяющие соседние клетки .

Микротрубочки состоят из белка тубулина и расположены около плазматической мембраны. Они участвуют в перемещении органелл в цитоплазме, во время деления клетки формируют веретено деления.

Жизнедеятельность клетки

1. Движение цитоплазмы осуществляется непрерывно и способствует перемещению питательных веществ и воздуха внутри клетки .

2. Обмен веществ и энергии включает следующие процессы: поступление веществ в клетку; синтез сложных органических соединений из более простых молекул, идущий с затратами энергии (пластический обмен); расщепление, сложных органических соединений до более простых молекул, идущее с выделением энергии, используемой для синтеза молекулы АТФ (энергетический обмен); выделение вредных продуктов распада из клетки.

3. Размножение клеток делением.

4. Рост и развитие клеток. Рост - увеличение клеток до размеров материнской клетки. Развитие - возрастные изменения структуры и физиологии клетки .

Корень Корень - подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился

впервые у сосудистых растений. Функции корня :

1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.

2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и питательных веществ.

3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из наземных органов в корень и запасаются.

4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны, алкалоиды и др.

5. Якорная - закрепляют растение в грунте.

В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.

Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом.

Типы корневых систем :

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.

* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Почва, ее значение для жизни растений :

Почва состоит из твердых частиц, образующихся из материнской породы, тип которой определяет минеральный состав почвы. Содержание в почве воды - главный фактор для развития растений. Наиболее благоприятными для удержания воды считаются почвы, состоящие из частиц разного размера. Живые компоненты почвы (микроорганизмы, грибы, беспозвоночные и мелкие позвоночные животные ) способствуют улучшению плодородия почв. Так, азотфиксирующие бактерии и сине-зеленые водоросли обогащают почву связанным азотом, микоризообразующие

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

грибы стимулируют минеральное питание растений. Очень важно наличие в почве органических остатков, которые постоянно подвергаются минерализации микроорганизмами и являются непрерывным источником почвенного питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.

Внутреннее строение корня . Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. По сосудам происходит транспорт воды с растворенными в ней веществами к наземным органам растения от корневых волосков. Между тяжами сосудов находятся ситовидные трубки. Они служат для транспортировки органических растворов от наземной части растения к клеткам корня. Между флоэмой и ксилемой расположена образовательная ткань - камбий, клетки которого непрерывно делятся, обеспечивая рост корня в толщину. Всасывание воды с растворенными в ней веществами осуществляется в зоне корневых волосков. Корневой волосок - это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.

Зоны корня на продольном разрезе:

1. Корневой чехлик:

2. Зона деления - делящиеся клетки образовательной ткани.

3. Зона роста - осуществляет рост корня в длину.

4. Зона всасывания - расположена выше зоны роста. Ее поверхность покрыта выростами наружных клеток - корневыми волосками, которые всасывают из почвы воду с растворенными в ней веществами. Корневые волоски покрыты слизью, которая растворяет минеральные частицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстратом. В этой зоне закладываются боковые корни.

5. Зона проведения - в центре корня находится проводящая ткань, образованная древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны характерен постоянный рост. На ее долю приходится большая часть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.

Видоизменения корней . Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ. Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).

Побег. Лист. Стебель Побег - это надземная часть растения. Вегетативный побег закладывается в процессе

развития зародыша, в котором он Представлен почечкой. Почечка - это стебелек и листовые зачатки, может считаться первой почкой растения. Апикальная меристема почечки при развитии зародыша формирует новые листья, а стебель удлиняется и дифференцируется на узлы и междоузлия.

Почка - это зачаточный побег, из нее весной вырастают новые побеги. Различают верхушечные, пазушные, (расположены в пазухах листьев) и придаточные почки. Придаточные почки образуются за счет деятельности камбия и других образовательных тканей в разных местах - на корнях, стеблях, листьях. Участок стебля, от которого отходят лист и почка называется узлом. Участок стебля между соседними узлами - междоузлие.

Осевая часть почки - короткий зачаточный стебель, на нем - зачаточные листочки. В пазухах зачаточных листьев можно обнаружить мелкие зачаточные почки. Из вегетативной почки развивается вегетативный побег, а из генеративной - генеративный побег с зачатками цветка или соцветия. Различают почки голые и защищенные кожистыми чешуями.

Лист. Лист - плоский боковой орган побега.

Внешнее строение листа . У двудольных растений лист состоит из плоской расширенной пластинки и стеблевидного черешка с прилистниками. Для листьев однодольных, растений характерно отсутствие черешков, основание листа, у них расширено, во влагалище, охватывающее стебель. У злаков влагалищем покрыто все междоузлие: Листья двудольных растений бывают простые и сложные. Простые листья имеют одну листовую пластинку, иногда сильно расчлененную на лопасти. Сложные листья имеют несколько листовых пластинок с выраженными

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

черенками. Перистосложные листья имеют осевой черешок, по обе стороны которого расположены листочки. Пальчатосложные листья имеют листочки, отходящие веером от верхушки основного черешка.

Внутреннее строение листа . Снаружи листа находится кожица из бесцветных клеток, покрытая воскоподобным веществом - кутикулой. Под кожицей расположены клетки столбчатой паренхимы, содержащие хлорофилл. Глубже находятся клетки губчатой паренхимы с межклетниками, заполненными воздухом. В паренхиме расположены сосуды проводящего пучка. На нижней поверхности листьев кожица имеет устьичные клетки, участвующие в испарении воды. Испарение воды происходит для предотвращения перегрева листа через устьица эпидермы (кожицы). Этот процесс называется транспирацией и обеспечивает постоянный ток воды от корней к листьям. Скорость транспирации зависит от влажности воздуха , температуры, света и т.д. Под воздействием этих факторов меняется тургор замыкающих клеток устьиц, они замыкаются или смыкаются, задерживая или усиливая испарение воды и газообмен. В процессе газообмена в клетки поступает кислород для дыхания или выводится в атмосферу в процессе фотосинтеза.

Видоизменения листьев : усики - служат для закрепления стебля в вертикальном положении; иглы (у кактуса) играют защитную роль; чешуйки - мелкие листочки, потерявшие свою фотосинтезирующую функцию; ловчий аппарат - листья снабжены столбчатыми железами , выделяющими слизь, которая используется для захвата мелких насекомых, попавших на лист.

Стебель. Стебель - это осевая часть побега, несущая листья, цветы, соцветия и плоды. В этом заключается опорная функция стебля. К другим функциям стебля относятся; транспортная - проведение воды с растворенными в ней веществами от корня к наземным органам; фотосинтезирующая; запасающая - отложение в его тканях белков, жиров, углеводов.

Ткани стебля :

1. Проводящая : внутреннюю часть коры представляют ситовидные трубки и клетки-спутницы луба (флоэма), ближе к центру расположены клетки древесины (ксилеме), по которым осуществляется транспорт веществ .

2. Покровная - кожица у молодых и пробка у старых одревесневших стеблей.

3. Запасающая - специализированные клетки луба и древесины.

4. Образовательная (камбий) - постоянно делящиеся клетки, дающие напало всем тканям стебля. За счет деятельности камбия стебель растет в толщину, и образуются годичные кольца.

Видоизменения стеблей : клубень - запасающий подземный побег; вся масса клубня состоит из запасающей паренхимы вместе с проводящей тканью (картофель); луковица - укороченный конический стебель с многочисленными видоизмененными листьями - чешуями и укороченным стеблем - донцем (лук, лилия); клубнелуковицы (гладиолус, крокус и др.); кочан - сильно укороченный стебель с толстыми, перекрывающими друг друга листьями.

Цветок - видоизмененный побег Цветок - это укороченный и ограниченный в росте побег, выполняющий генеративную

функцию. Состоит из: цветоножки, цветоложа с чашелистиками и лепестками (околоцветник), а также тычинок и плодолистиков. Чашелистики произошли от верхних вегетативных листьев и служат для защиты цветка в бутоне, их совокупность называется чашечкой. Лепестки служат для привлечения опылителей. Совокупность лепестков образует венчик. Он бывает раздельнолепестной и сростнолепестной.

* Тычинки цветка представляют собой микроспорофиллы и состоят из тычиночной нити и пыльника с двумя пыльцевыми мешками, или микроспорангиями. Количество тычинок может быть от одной (семейство орхидейные) до сотен. Совокупность тычинок в цветке образует андроцей. Тычинки могут быть сросшимися и свободными. Каждая половинка пыльника имеет два (реже одно) гнезда - микроопорангия. Гнезда пыльника заполнены материнскими клетками микроспор, микроспорами и зрелой пыльцой. В пыльниках осуществляются микроспорогенез и микрогаметогенез. Пыльцевое зерно является незрелым гаметофитом. В пыльцевом зерне в результате мейоза материнской клетки формируются две гаплоидные клетки: клетка трубки и генеративная клетка, которая позднее делится на два спермия. Проросшее пыльцевое зерно с ядром трубки и двумя спермиями представляет собой зрелый мужской гаметофит.

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Верхняя часть цветка занята плодолистиком, включающим семязачаток, или мегаспорофилл. Верхние концы Плодолистиков вытягиваются в столбик, заканчивающийся рыльцем, который обычно состоит из двух лопастей. Совокупность плодолистиков в цветке называется гинецей. В зависимости от положения различают верхнюю, полунижнюю и нижнюю завязи. Семязачатки располагаются на плацентах завязи, в которых происходят макроспорогенез - формирование макроспор и макрогаметогенез - формирование женского гаметофита, а также процесс оплодотворения.

Семязачаток после оплодотворения заключенной в нем яйцеклетки развивается в семя. Семязачаток состоит из центральной части - нуцеллуса, одного или двух покровов - интегументов, которые на верхушке нуцеллуса образуют канал - микропиле. В семязачатке различают апикальную (верхушечную) часть - микропилярную и противоположную ей халазальную часть. От халазы отходят интегументы.

Женский гаметофит развивается из материнской клетки мегаспоры, находящейся внутри семяпочки. В результате мейоза материнской клетки образуются четыре гаплоидных мегаспоры, три из которых отмирают. Четвертая клетка развивается в женский гаметофит, который в зрелом состоянии представляет собой восьмиядерный зародышевый мешок. Этот мешок включает: яйцеклетку, две вспомогательные клетки-синергиды , расположенные у микропиле, центральную двуядерную клетку, и три клетки-антиподы , находящиеся на противоположном конце от микропиле.

У покрытосеменных растений в цветках есть особые железки-нектарники , которые вырабатывают сахаристую жидкость - нектар, имеющий в своем составе гормоны и бактерицидные вещества. Нектарники привлекают насекомых-опылителей и влияют на процесс оплодотворения и развития семени и плода.

Цветки могут быть однополыми и обоеполыми. Обоеполые цветы содержат и тычинки и пестики, а однополые содержат либо андроцей, либо гинецей и могут развиваться на одном растении (однодомные) и на разных растениях (двудомные).

Цветки могут быть симметричными и асимметричными. Симметричные цветки делятся на актиноморфные (симметричные по всем направлениям) и зигоморфные (имеющие одну ось симметрии), например горох. Асимметричный цветок невозможно разделить на две равные части.

Цветки могут быть одиночными или собраны в соцветия.

* Простые соцветия: кисть, зонтик, головка, колос.

* Сложные соцветия: корзинка, сложный зонтик, щиток, сложный колос.

Биологическое значение соцветий : соцветия увеличивают вероятность опыления цветков при экономии материала. Из органических веществ, которые идут на строительство одного крупного цветка, растение создает множество мелких цветков, при этом резко возрастает количество плодов, созревающих на растении. У ветроопыляемых растений соцветия облегчают перекрестное опыление.

Размножение растений Размножение - это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать

преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Способы размножения растений .

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения : стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора - это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой . Споры могут быть диплоидными

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

(образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение - связано со слиянием специализированных половых клеток - гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия - слияние одинаковых гамет; гетерогамия - слияние разных по размеру гамет; оогамия - слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для некоторых групп растений характерно чередование поколений, при котором половое поколение продуцирует половые клетки (гаметофит) , а неполовое поколение производит споры (спорофит).

Опыление. Оплодотворение Опыление - это процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у цветковых

растений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опыление предшествует оплодотворению. Различают самоопыление и перекрестное опыление. Самоопыление осуществляется в распустившихся цветках, иногда в нераспустившихся. Перекрестное опыление свойственно большинству цветковых растений. Оно обеспечивав обмен генами, поддерживает высокий уровень гетерозиготности популяций, определяет целостность и единство вида. Перекрестное опыление заключается в переносе пыльцы с одного цветка на другой на одном и том же растении или на рыльце пестика другого растения. Оно осуществляется насекомыми (мак), при помощи ветра (рожь, береза), а также с помощью воды, птиц и других животных . Цветки насекомоопыляемых растений бывают преимущественно яркими, имеют запах, липкую пыльцу с выростами, выделяют нектар. У ветроопыляемых растений цветки мелкие, не имеют яркой окраски и аромата и обычно собраны в соцветия. Пыльники, в которых образуется много мелкой, сухой и легкой пыльцы, расположены на длинных тычиночных нитях. Рыльца пестиков таких растений широкие, длинные или перистые - приспособленные к улавливанию пыльцы.

Оплодотворение. Оплодотворение происходит после опыления. У некоторых растений оплодотворение происходит через несколько дней или недель, у сосны - даже через год. Для осуществления оплодотворения необходимо, чтобы пыльца была зрелой и жизнеспособной, а в семязачатке должен сформироваться зародышевый мешок. Так, у покрытосеменных пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. В ткани рыльца пестика внедряется пыльцевая трубка. По мере роста пыльцевой трубки в нее перетекают ядро вегетативной клетки и оба спермин. Проникнув в зародышевый мешок, пыльцевая трубка разрывается под действием разницы осмотического давления. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой и образуется диплоидная зигота, дающая начало зародышу. Второй спермий сливается с центральной двуядерной клеткой , при этом образуется триплоидное ядро, дающее начало эндосперму (питательной ткани для зародыша) Весь этот процесс получил название двойного оплодотворения. Прочие клетки зародышевого мешка разрушаются. Зародыш (зачаточный побег) вместе с эндоспермом образуют семя, покрытое кожурой. Из стенок завязи или цветоложа формируется плод.

Строение семян. Прорастание и распространение

Главная часть семени - зародыш. Он состоит из корешка, стебелька, почечки и двух или одной семядолей. Этот признак лежит в основе разделения всех цветковых растении на два класса - Двудольные и Однодольные. У семян с эндоспермом семядоли обычно небольшие, у семян без эдосперма запасы питательных веществ накапливаются в больших семядолях зародыша. эндосперм, как правило, окружает зародыш, лишь у злаков он, прибегает к единственной семядоле зародыша - щитку.

Прорастание семени Перед прорастанием семена в большинстве случаев проходят период покоя. Величина его у

всех растений разная. Для прорастания семени необходимы вода, тепло и воздух. При достаточном количестве воды семя набухает и плотная кожура разрывается. При благоприятной температуре ферменты семени переходят из неактивного состояния в активное. Под их действием нерастворимые запасные вещества превращаются в растворимые: крахмал - в сахар, жиры - в

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

глицерин и жирные кислоты, белки - в аминокислоты. Приток питательных веществ к зародышу выводит его из состояния покоя, и начинается рост. Прорастающие семена непрерывно поглощают кислород и выделяют углекислый газ, при этом выделяется тепло. Хранят семена в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным, хотя сухие семена дышат менее интенсивно.

Виды плодов :

* орех, орешек: сухие, нераскрывающиеся с одним семенем, околоплодник деревянистый (дуб, лещина);

* семянка: околоплодник кожистый, не срастается с семенем (подсолнечник);

* зерновка: околоплодник кожистый, сросшийся с семенем (рожь, пшеница, кукуруза);

* листовка: сухие раскрывающиеся одногнездные плоды со многими семенами (пион);

* боб: семена прикреплены к створкам (бобы, горох);

* стручок - семена расположены на перегородке (пастушья сумка, сурепка);

* коробочка: кубышкообразной формы, с крышкой (мак, мальва);

* ягода: сочный многосемянной плод, покрытый кожицей (виноград, томаты);

* костянка: сочный, односемянной плод, с трехслойным околоплодником (слива, вишня);

* сложная костянка - сложный многокосточковый плод с трехслойным околоплодником

(малина, земляника).

Способы распространения семян и плодов :

* без участия посторонних агентов (семена и плоды крупных размеров);

* с помощью животных (сочные плоды, ягоду);

* с помощью ветра (плоды с крыльями и хохолками);

* с помощью воды (сухие плоды и семена);

* с помощью человека (все виды плодов и семян).

Развитие растительного мира

Многообразие существующих ныне и живших ранее на Земле растений является результатом эволюционного процесса. Современная классификация растений дает представление о пути становления тех или иных систематических групп. Все растения по строению вегетативного тела можно разделить на низшие (слоевищные) и высшие растения. К низшим растениям условно относят цианобактерии и актиномицеты, а также водоросли и лишайники. К высшим растениям относятся давно вымершие псилофиты и ныне живущие мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные растения. Доказательствами эволюции растений являются палеонтологические находки их ископаемых останков. Среди них можно назвать строматолиты - многослойные образования из остатков древних примитивных водорослей, обитавших в морях и океанах; отпечатки гигантских папоротников, хвощей, плаунов, обнаруженные в залежах каменного угля и торфяниках, многочисленные споры и пыльца в почвенных отложениях разного геологического возраста.

К первому этапу эволюции организмов можно отнести появление первых одноклеточных организмов - сине-зеленых водорослей (цианобактерии) в архейскую эру 3,5 млрд лет назад. Это были одноклеточные прокариоты, способные к автотрофному питанию (хемо- и автотрофному). Благодаря их жизнедеятельности в первичной атмосфере появился кислород.

Появление первых автотрофных эукариотов около 1,5 млрд лет назад - это следующий этап в эволюции растений. Они были предками современных одноклеточных водорослей, от которых произошли многоклеточные водоросли. Возникновение фотосинтеза в архейскую эру положило начало разделению всех живых организмов на растения и животные . Накопление органических веществ на Земле началось с появлением первых зеленых растений - водорослей.

В дальнейшем продолжалось усложнение вегетативного тепа водорослей. Увеличилась площадь их поверхности, что увеличило продуктивность фотосинтеза. Эти процессы относят к протерозойской эре.

Следующим этапом стал выход растений на сушу в палеозое. Первыми настоящими растениями суши принято считать псилофиты, ныне вымершую группу. Они имели: покровные ткани с устьицами, защищавшие их от внешних условий среды; механические ткани,

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

выполняющие опорную функцию; примитивные проводящие ткани. Псилофиты представляют собой переходную форму от низших растений к высшим.

К следующему этапу относится появление и господство папоротников в каменноугольном периоде. Они имели развитую корневую и проводящую системы, лист, как эффективный орган фотосинтеза, что давало большие преимущества для жизни на суше. И хотя их размножение было тесно связано с водой; т.к. в жизненном цикле присутствовала: жгутиковая стадия, они сформировали обширные леса, создали плодородный почвенный покров, обогатили атмосферу кислородом. Позднее появляются семенные папоротники, ныне вымершая группа растений. Это были предки современных голосеменных растений. Наличие у них семени делало половой процесс независимым от воды, зародыш семени защищен от неблагоприятных факторов среды и обеспечен питательными веществами при прорастании (в отличие от споры).

Появление голосеменных растений в пермском периоде произошло в результате смены влажного климата сухим, что привело к гибели гигантских папоротников; хвощей, плаунов. Голосеменные перешли к принципиально новому типу оплодотворения: половые клетки стали развиваться у них во внутренних тканях. Мужская половая клетка , не соприкасаясь с окружающей средой, попадала к яйцеклетке, проходя внутри пыльцевой трубки. Это способствовало дальнейшему завоеванию суши, а приспособления семян к распространению ветром и водой помогло быстро заселить сушу.

Заключительным этапом стало возникновение цветковых растений в результате усложнения репродуктивных органов и. появления цветка. Завязь покрытосеменных защищает семяпочку, семена развиваются внутри плода, который служит им защитой и источником питания. Цветковые растения быстро завоевали сушу и освоили водную среду обитания. У цветковых возникли разные приспособления, привлекающие животных опылителей, что делает более эффективным оплодотворение.

Водоросли

Это низшие содержащие хлорофилл растения, не расчлененные на стебель, корень и листья. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях.

Отдел зеленые водоросли.

Зеленые водоросли делятся на одноклеточные и многоклеточные формы, содержат хлорофилл. У них встречаются все виды бесполого и полового размножения. Зеленые водоросли встречаются в соленых и пресных водоемах, в почве, на коре деревьев, на камнях и скалах. Этот отдел насчитывает до 20 тыс. видов и включает пять классов:

* Класс волосковые - наиболее примитивные одноклеточные водоросли со жгутиками. Некоторые их виды представляют собой колонию.

* Класс протококковые - одноклеточные и многоклеточные безжгутиковые формы

* Класс улотриксовые - имеют нитчатое или пластинчатое строение слоевища .

* Класс жаровые - строением напоминают высшие растения - хвощи.

* Класс сифоновые - внешне похожи на другие водоросли или на высшие растения , состоят из одной многоядерной клетки, достигая размеров до 1 м.

Одноклеточная зеленая пресноводная водоросль - хламидомонада. Имеет овальную или круглую форму тела, на вытянутом переднем конце два жгутика. Хроматофор чашевидный, с пиреноидом, содержащим зерна крахмала. В передней части клетки красный глазок - это светочувствительный орган. Ядро одно, с маленьким ядрышком. Две пульсирующие вакуоли смещены к переднему концу клетки. Хламидомонада питается автотрофно, но при отсутствии света может перейти на гетеротрофное питание, если в воде присутствуют органические вещества. Размножается бесполым и половым путем. При бесполом размножении содержимое клетки (спорофит) делится на 4 части и образуются 4 гаплоидных зооспоры. С наступлением холодов 2 зооспоры сливаются, образуя диплоидную зиготоспору. Весной она делится митозом, вновь образуя гаплоидные водоросли.

Спирогира - пресноводная зеленая многоклеточная нитчатая водоросль. Нити составлены одним рядом одноядерных цилиндрических клеток со спиралевидными хлоропластами и пиреноидами. Рост нити в длину происходит бесполо за счет поперечного деления клеток. Размножается частями нити или половым путем. Половой процесс называется конъюгацией.

http://vk.com/ege100ballov

examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, пособия, новости, советы

Отдел бурые водоросли Многоклеточные морские водоросли. Насчитывается ок. 1500 видов. Имеют желтовато-

бурую окраску, обусловленную большим количеством желтых и бурых пигментов. Размер и форма их различны. Встречаются нитевидные, корковидные, шаровидные, пластинчатые и кустообразные растения. Слоевища (тела) многих видов содержат газовые пузырьки, удерживающие водоросли в вертикальном положении. Вегетативное тело расчленено на подошву или ризоиды, служащие органами прикрепления, и на простую или рассеченную пластину, соединяющуюся с подошвой черешком. Пигменты, придающие им бурый цвет, сосредоточены только в поверхностных слоях клеток, внутренние клетки талома бесцветны. Это свидетельствует о дифференциации клеток по функциям: фотосимтетической и загасающей. У бурых водорослей нет настоящей проводящей системы, однако, в центре слоевища имеются ткани, по которым передвигаются продукты ассимиляции. Всасывание минеральных веществ осуществляется всей поверхностью слоевища.

У бурых водорослей встречаются все формы размножения: вегетативное (при случайных отделениях частей слоевища), споровое, половое (три формы: изогамная, гетерогамная и моногамная).

Отдел красные водоросли (багрянки)

Встречаются обычно на больших глубинах теплых морей. Насчитывают ок. 4000 видов. Имеют расчлененное слоевище, ризоидом или подошвой крепятся к субстрату. Помимо обычных хлорофиллов и каротиноидов, в пластидах багрянок содержатся фикобилины. Другая их особенность - сложный половой процесс. Гаметы и споры красных водорослей лишены жгутиков и неподвижны. Оплодотворение происходит при пассивном переносе мужских половых клеток к женскому половому органу:

Значение водорослей Водоросли - первичные продуценты с высокой продуктивностью. С них начинаются

большинство пищевых цепей морей, океанов и пресных водоемов Одноклеточные водоросли являются главным компонентом фитопланктона, который служит кормом многим видам водных животных . Водоросли обогащают атмосферу кислородом.

Из водорослей получают много ценных продуктов. Например, из красных водорослей получают полисахариды агар-агар и карраген (используются для получения желе, в косметике и как пищевые добавки); из бурых водорослей получают альгиновые кислоты (применяют в качестве отвердителей, желеобразующих веществ в пищевой, косметической промышленности, для изготовления красок и паков).

Бактерии

Это мельчайшие орг3анизмы, обладающие клеточным строением , не имеющие настоящего оформленного ядра. Бактерии освоили самые разнообразные среды обитания: почву, воду, воздух , внутреннюю среду организмов. Их обнаруживают даже в горячих источниках, где они живут при температуре 60° С. Снаружи бактерии покрыты капсулой или клеточной стенкой из муреина.

Плазматическая мембрана бактерий по структуре и функциям не отличается от мембран эукариотических клеток. У некоторых бактерий плазматическая мембрана впячивается внутрь клетки и образует мезосомы. На поверхности мезосомы находятся ферменты, участвующие в процессе дыхания. Во время деления бактериальной клетки, мезосомы связываются с ДНК, что облегчает разделение двух дочерних молекул ДНК. Генетический материал бактерий содержится в одной кольцевой молекуле ДНК.

Форма бактерий является одним из важнейших систематических признаков. Шаровидные бактерии называются - кокками, палочковидные - бациллами, изогнутые - вибрионами, спиралевидные - спирохетами и спириллами.

Размножаются бактерии делением пополам. Перед делением происходит удвоение ДНК. У бактерий наблюдается и половое размножение, в виде генетической рекомбинации. При сближении бактерий часть ДНК клетки-донора переносится в клетку -реципиент и замещает фрагмент ее ДНК. Обмен наследственной информацией может происходить путем конъюгации (прямого контакта клеток), трансдукции (переноса ДНК вирусом-бактериофагом) и

https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Голосеменные - очень древние растения. Остатки их ископаемых находят в слоях девонского периода палеозойской эры. В настоящее время голосеменные - это преимущественно деревья (до 100 м высоты), кустарники, древовидные лианы и даже эпифиты. Травы представлены лишь одним достоверно известным видом - вильямсониеллой (из беннитовых).

Сосна Культера Гинкго двулопастный Саговник отвернутый

Ветвление голосеменных растений в основном моноподиальное ; древесина почти целиком состоит из трахеид , сосудов не имеется (исключение составляют гнетовые). У большинства голосеменных листья игловидные (хвоя) или чешуевидные, у немногих крупные, часто рассеченные листья, похожие на вайи папоротников или листья пальм. Это преимущественно вечнозеленые, одно-, дву- или многодомные растения. Корни (главный и боковые) имеют обычное для деревьев и кустарников строение, с микоризой. Придаточные корни встречаются очень редко (у примитивных представителей).

Отличительной чертой всех голосеменных является наличие семязачатков (семяпочек) и образование семени . Семязачатки располагаются открыто на мегаспорофиллах или на концах стеблей, поэтому растения и называются голосеменными. Из семязачатка развиваются открыто лежащие семена. Семязачаток представляет собой мегаспорангий, окруженный интегументом. Семена всегда содержат питательную ткань - эндосперм, при прорастании семядоли выносятся на поверхность и выполняют функции листьев.

Семенные папоротники - полностью вымершие растения, которые существовали с позднего девона до раннего мела. Это были древовидные растения или лианы, имевшие крупные листья, похожие на вайи папоротников, и придаточные корни. У них, кроме ассимилирующих листьев, имелись спороносные листья, на некоторых располагались микроспорангии и мегаспорангии с семязачатками. Семенные папоротники - переходная группа от папоротников к семенным растениям. Видимо, от них произошли другие семенные растения. Остатки семенных папоротников играют большую роль в образовании каменного угля на территориях России, Западной Европы и Северной Америки.

Расцвет хвойных приходится на юрский период. Это самая многочисленная и наиболее распространенная группа среди современных голосеменных растений. Хвойные - вечнозеленые растения, за исключением лиственницы и метасеквойи. Они представлены в основном деревьями высотой от 10-15 до 100 м, древовидными стланцами, кустарниками с моноподиальным ветвлением. Игловидные (хвоя) или конусовидные листья располагаются на стебле по спирали (одиночные) или собраны в пучки, чешуевидные - супротивно.

У хвойных мощно развита вторичная ксилема (древесина), состоящая на 90-95% из трахеид. Кора и сердцевина развиты слабо. Зародышевый первичный корень превращается, как правило, в мощный стержневой и функционирует всю жизнь. Часто развиваются две формы корней: обычно удлиненные и сильноветвисто укороченные. Именно последние представляют собой по существу микоризу. Корневые волоски локализованы в узкой зоне. У многих хвойных в коре, древесине и листьях есть смоляные ходы, содержащие эфирное масло, смолы, бальзамы.

Хвойные - растения однодомные, реже двудомные. Например, сосна - растение однодомное, мужские и женские шишки образуются на одном растении. В типичном случае она достигает высоты 50 м и живет до 400 лет. Спорообразование происходит на 30-40-м году жизни, но бывает и раньше.

Спорофиллы собраны в шишки двух видов, резко различающихся между собой: мужские представлены метельчатыми «соцветиями», женские - одиночные. Мужская шишка, имеющая эллипсовидную форму длиной 4-5 см, диаметром 3-4 см, образуется в пазухе чешуйки на месте укороченного побега и представляет собой побег с хорошо развитой осью (стержнем), на которой спирально расположены микроспорофиллы - редуцированные спороносные листья. Их можно рассматривать как гомологи тычинок покрытосеменных. На микроспорофиллах с нижней стороны формируются микроспорангии (пыльники).

Женские шишки образуются на верхушках молодых побегов, они больше по размерам и сложнее устроены. На главной оси в пазухах кроющих чешуек образуются толстые чешуи с двумя семязачатками на верхней стороне. Эти чешуи называют семенными. Женская шишка - это группа метаморфизированных укороченных боковых побегов, находящихся на общей оси.

Внутри микроспорангия на мужской шишке (А ) к осени образуется большое количество материнских клеток микроспор . Весной они редукционно делятся и образуют гаплоидные микроспоры (из каждой диплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидных микроспоры). Микроспора (В ) одета двумя оболочками и несет два воздушных мешка. Прорастание микроспор происходит в микроспорангии с последующим развитием редуцированного гаметофита: ядро микроспоры делится митотически (два раза: первые две клетки исчезают и снова образуется два ядра) с образованием антеридиальной клетки, в которой формируются мужские клетки гаметы - спермии , и вегетативной, с помощью которой мужские гаметы доставляются к яйцеклетке; развивается пыльцевая трубка (Г ) за счет ферментативного роста вегетативной клетки. У голосеменных уже исчезает орган полового размножения - антеридий. Покровы микроспоры остаются покровами пыльцы. После созревания пыльцы микроспорангии вскрываются, и пыльца высыпается наружу. Воздушные мешки облегчают перенос пыльцы ветром. Дальнейшее развитие мужского гаметофита происходит уже после опыления на женских шишках внутри семязачатка.

Молодой семязачаток состоит из нуцеллуса и интегумента. Нуцеллус по сути и есть семязачаток. В средней части нуцеллуса обособляется одна крупная клетка мегаспоры (материнская клетка мегаспоры), которая делится мейотически и образует четыре гаплоидные мегаспоры; три из них дегенерируют, а одна оставшаяся многократно делится митотически, образуя многоклеточный женский гаметофит (называемый эндоспермом). Из двух наружных клеток (вблизи микропиле) образуются два сильно редуцированных архегония, в которых хорошо развита лишь яйцеклетка. Оплодотворение происходит спустя 20 месяцев после образования семязачатка.

После опыления чешуйки женской шишки (Б ) смыкаются, а мужской гаметофит продолжает свое развитие на мегаспорангии. При прорастании мужского гаметофита в направлении архегония вегетативная клетка развивается в пыльцевую трубку, а антеридиальная образует две клетки: клетку-ножку и спермагенную клетку. Они перемещаются в пыльцевую трубку и по ней достигают архегония. Из ядра спермагенной клетки образуется два спермия (мужские гаметы, лишенные жгутиков) непосредственно перед оплодотворением. По достижении архегония вегетативное ядро разрушается, и один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы (2n) развивается зародыш (Д ), окруженный гаплоидным эндоспермом, формирующимся из гаплоидного женского гаметофита и покрытый интегументом семязачатка.

Так образуется семя (Е) голосеменных - диплоидный зародыш, питающийся за счет первичного гаплоидного эндосперма, защищенный кожурой (2n - интегумент семязачатка). Семена у сосны обыкновенной созревают на второй год после опыления, а следующей весной чешуйки расходятся и семена высыпаются.

Зародыш состоит из подвеска, корешка, стебелька и семядолей. Прорастание семени происходит при благоприятных условиях с наступлением весны в зоне умеренного климата.

Хвойные формируют природные ландшафты - тайгу на огромных пространствах континентов. Их значение в жизни природы и в хозяйственной деятельности человека велико. Являясь важнейшим компонентом биогеоценозов, они имеют огромное водоохранное и противоэррозионное значение. Хвойные растения дают основную массу строительной древесины и являются исходным материалом для многоотраслевой лесотехнической промышленности. Из хвойных получают вискозу, шелк, целлюлозу, штапель, бальзамы и смолы, сосновую шерсть и камфару, спирт и уксусную кислоту, дубильные экстракты и т.д., а также пищевые продукты и витамины. Семена некоторых араукарий, кедра, сибирской сосны содержат до 79% масла, близкого к прованскому и миндальному. Для медицинской промышленности хвойные служат исходным сырьем для получения не только витаминов, но и препарата пинобина (спазмолитическое средство). Многие виды хвойных используют в народной медицине для лечения туберкулеза, нервных расстройств, болезней почек, мочевого пузыря, геморроя, глухоты и как антилепрозное средство.

Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы (как и семенами других хвойных). Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов. Древесина тисовых используется для изготовления дорогих поделок и в мебельной промышленности, она почти не подвержена действию насекомых.

Предварительный просмотр:

Отдел Моховидные. Общая характеристика.

  • Современные моховидные представлены примерно 25 тыс. видами.
  • Моховидные – единственная в истории растительного мира линия эволюции, связанная с регрессивным развитием спорофита. Они представляют собой тупиковую или слепую ветвь развития растений.
  • В подавляющем большинстве низкорослые многолетние растения размером от 1мм до нескольких сантиметров, реже до 60 см и более. Тело у части моховидных является слоевищем или расчленено на стебель и листья. Характерный признак – отсутствие корней. Всасывание воды и прикрепление к субстрату осуществляется ризоидами, представляющими собой выросты эпидермы.
  • Представители отдела большей частью заселяют влажные местообитания, так как они плохо приспособлены к жизни на суше.
  • Наблюдается правильное чередование полового и бесполого поколений.

Бесполое и половое размножение Моховидных.

В цикле развития доминирует гаплоидный гаметофит. В этом состоит специфическая особенность моховидных по сравнению с другими высшими растениями. Гаметофит и спорофит представляют собой одно растение. Бесполое поколение (спорофит) - это так называемый спорогон (небольшая коробочка со спорами и ножкой, нижняя часть которой превращена в присоску, внедренную в тело гаметофита). Спорофит лишен самостоятельности и полностью зависит от гаметофита.

Развитие полового поколения (гаметофита) начинается с момента прорастания споры. Прежде всего развивается ветвистое нитчатое или пластинчатое образование протонема или предросток , на которой закладываются почки. Из почек прорастают стебли с половыми органами. Половые органы – гаметангии (женские – архегонии и мужские – антеридии ) многоклеточны. В архегониях созревают крупные неподвижные яйцеклетки, в антеридиях – самостоятельно движущиеся сперматозоиды. Во время дождя или обильной росы антеридии вскрываются и выпускают многочисленные сперматозоиды, которые, двигаясь в каплях воды, покрывающих невысокие дерновинки моховидных, могут достигнуть архегония. Слияние гамет и дальнейшее развитие зиготы происходит внутри архегония. На верхушке стебля гаметофита зигота за время от нескольких месяцев до двух лет дает начало спорофиту, заканчивающемуся коробочкой со спорами. После созревания спорогона коробочка вскрывается или опадает, и споры высыпаются. Цикл развития повторяется. Образованию спор предшествует мейоз. Следовательно, споры, протонема и гаметофит гаплоидны. Диплоидна только зигота.

Классификация Моховидных.

Отдел Моховидных делится на три класса: антоцеротовые, печеночники и листостебельные мхи. Листостебельные мхи – самый большой класс. Он делится на три подкласса: сфагновые мхи с одним родом Сфагнум, андреевые мхи и бриевые мхи (самый крупный подкласс).

Сфагнумы: бурый обманчивый оттопыренный магелланский Андрея скальная

Бриевые мхи. Политрихум обыкновенный или «кукушкин лен»

Это вид, который образует дернины в хвойных лесах, на лугах, болотах, где принимает участие в сложении торфяной залежи. «Кукушкин лен» – наиболее высокорослый мох. Его стебель достигает высоты 50 см. Растет крупными подушкообразными дернинами. Стебель густо покрыт листьями. Растение обильно спороносит. Коробочка располагается на длинной ножке, сверху прикрыта легко опадающим колпачком с тонкими, направленными вниз волосками, которые напоминают льняную пряжу. Благодаря образованию густой дернины политрихум обыкновенный способствует поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местообитаний.

Жизненный цикл Политрихума обыкновенного.

Подкласс Сфагновые. Сфагновые мхи.

К подклассу сфагновых относится единственный род сфагнум, объединяющий около 300 видов. Виды рода сфагнум крупные, мягкие, беловато-зеленые, бурые или красноватые мхи. Чаще всего это растения влажных местообитаний, обычно образующие подушковидные дерновинки. Стебель без ризоидов. Вверху стебля веточки собраны в головку. Спорофиты представляют собой красные или коричневые почти сферические коробочки, которые поднимаются на ложноножке , являющейся частью гаметофита и достигающей 3 мм длины.

Анатомическое строение веточек сходно со строением стебля, однако, в месте прикрепления листьев к ветвям почти у всех видов образуются своеобразные водосборные ретортовидные клетки. Листья однослойные и состоят из двух типов клеток: хлорофиллоносных и бесцветных мертвых водоносных. Зеленые клетки узкие, мертвые – имеют поры и утолщения стенок; они легко наполняются водой. Водоудерживающая способность сфагновых мхов примерно в 20 раз превышает сухую массу (для сравнения: хлопковая вата может поглотить воды только в 4-6 раз больше собственной массы). Благодаря своим превосходным абсорбирующим свойствам эти мхи использовались в Европе с 1880-х гг. как перевязочный материал для ран и нарывов, однако со времени первой мировой войны были почти полностью вытеснены в этом смысле хлопком, вероятно, из-за более опрятного вида изделий из него. Садоводы смешивают торфяной мох с почвой для увеличения ее водоудерживающей способности и кислотности.

Жизненный цикл сфагновых аналогичен жизненному циклу политрихума.

Представители этого рода образуют обширные торфяные болота. По самым скромным подсчетам торфяники покрывают не менее 1% суши. Нарастая ежегодно верхней частью побега, снизу стебель отмирает и «оторфовывается» (накапливается и уплотняется). Так, в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию сфагновыми мхами кислой среды (рН

Значение Моховидных.

Моховидные распространены повсюду, кроме морей, сильно засоленных почв, но везде предпочитают наиболее увлажненные местообитания. Особенно широко представлены в тундре, ежегодный прирост их незначителен: от 1-2 мм до нескольких сантиметров, однако суммарно получается довольно значительное увеличение моховых дерновин. Мхи – многолетние виды, обычно не поедаются животными и очень медленно разлагаются. Мхи способны аккумулировать многие вещества, в том числе радиоактивные, впитывать влагу и сравнительно прочно ее удерживать, в связи с чем мхам отводится особая роль в природе, прежде всего в регулировании ее водного баланса. Интенсивно развиваясь, мхи ухудшают продуктивность сельскохозяйственных земель, вызывая их заболачивание. Но в то же время они способствуют переводу поверхностного стока вод в подземный, предохраняя почвы от эрозии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Многих старшеклассников интересует вопрос, как подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля самостоятельно? Особенно он волнует тех, кто хочет в будущем связать свою жизнь с медициной, животноводством, ветеринарией, агротехническими специальностями, психологией, физкультурой или же серьезно заняться все той же наукой. По статистике, за последние годы биологию сдают примерно 17-18% выпускников и она занимает 5 место среди экзаменов по выбору.

Возможно ли выучить весь объем биологических знаний самому, да еще и за короткий срок (полгода, год, или и вовсе пара месяцев)? Конечно, да, если знать, что собой представляет ЕГЭ, и понимать, как правильно к нему подготовиться?

Перед тем как перейти к структуре самого экзамена, хотелось бы напомнить, что входит в курс школьной биологии. Это такие темы, как:

  1. Царства бактерий, Грибы, Лишайники, Растения.
  2. Царство животных.
  3. Анатомия и физиология.
  4. Общая биология — самый крупный и самый сложный раздел. Включает в себя цитологию, молекулярную биологию, генетику, теорию эволюции и экологию, а также дополняет и структурирует знания из предыдущих разделов.

Сам экзамен включает в себя 28 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задание теперь не разделены на A, B, C, причем первые 21 из них соответствуют бывшим частям A и B, ответом на них будет номер правильного (или нескольких правильных) варианта либо последовательность цифр, а задания с 22 по 28 соответствуют вопросам части C и требуют полного развернутого пояснения. На выполнение всех заданий дается 210 минут.

За каждое правильное решение вы можете получить от 1 до 3 так называемых первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в тестовые, где максимально возможное число первичных баллов соответствует 100 тестовым. Однако шанс получить все 100 баллов, тем более при подготовке с нуля, очень невысок: за все последние годы их не набирает и 1% экзаменуемых. А вот сдать ЕГЭ на высокий балл, и уж тем более на проходной, вполне реально.

Что делать?

С чего начать подготовку к экзамену? На наш взгляд, с самодисциплины. Самое главное, начиная готовиться к экзамену, следует делать это регулярно. Желательно, чтобы была постоянная периодичность и занятия не пропускались. Ведь, занимаясь даже 15 минут по 5 дней в неделю, вы добьетесь гораздо большего, чем если будете мучить себя весь день, но абсолютно нерегулярно. Отвлекаться также нежелательно, необходимо полностью погрузиться в изучение предмета.

Подготовка должна включать как решение пробных вариантов теста и отдельных его частей, так и ознакомление с теорией. Учить биологию не так сложно, если сначала решить пару тестов и определить, какие темы вы знаете достаточно хорошо, а какие «проседают» и требуют дополнительного внимания. Именно последние и необходимо тщательнее штудировать.

Использовать для подготовки можно и интернет, и книги, а лучше — и то, и другое. В интернете немало мест, где можно попробовать решить задания из экзамена как полностью по структуре ЕГЭ, так и по отдельным разделам. То же самое можно найти и в литературе по ЕГЭ. Информацию для изучения отдельных тем доступно найти и в своих школьных учебниках, и в книгах, и в интернете

Рекомендуется сначала пройти пробный тест, затем работать по отдельным разделам, при ограниченном времени начиная с самых слабых, после чего снова переходить к прохождению тестов. Именно такой структуры придерживаются большинство репетиторов, а значит, и тем, кто готовиться сам, стоит взять ее на вооружение.

При решении тестов, а также на самом экзамене необходимо следовать еще одному очень важному правилу — внимательно читать вопрос! Очень многие экзаменуемые совершают глупые ошибки не от незнания, а от невнимательности. Последняя же, в свою очередь, может появиться из-за волнения, поэтому следующее важное правило — стараться не переживать. Это может быть сложным, поэтому стоит помнить при подготовке о том, что в экзамене нет ничего страшного, и даже проваленный тест — не конец жизни! Умение расслабляться и успокаиваться может стать хорошим помощником при сдаче экзамена.

Чего не стоит делать?

После того как мы рассмотрели, что нужно делать, хотелось бы коротко затронуть тему того, чего делать не стоит. К сожалению, немало тех учеников, кто относится к экзаменам слишком легкомысленно или же, наоборот, напрягается сверх меры.

Что делать не следует:

  1. Надеяться на «авось». ЕГЭ с каждым годом усложняется для того, чтобы процент «угадавших» был все меньше. Поэтому считать, что подготовка к экзамену вообще не нужна, по меньшей мере глупо.
  2. Писать «шпоры». Слежка за каждым участником экзамена довольно серьезна. Вы можете быть удалены во время тестирования, и право переписать его будет лишь через год. Поэтому писать шпоры вы, конечно же, можете. Но вот приносить их на экзамен не стоит.
  3. Доводить себя до нервного срыва. Иногда человек, начинающий подготовку к экзамену по биологии, считает, что чем больше времени будет потрачено на изучение предмета, тем лучше. Напротив, игнорируя потребности организма в отдыхе, вы рискуете либо довести себя до нервного срыва, либо как минимум забыть все, что нужно в момент экзамена, из-за перегрузки. Все хорошо в меру!
  4. Учить материал в последнюю ночь. Во-первых, уложить объем всех знаний по биологии в свою голову за ночь у вас просто не получится. Во-вторых, если вы придете на экзамен невыспавшимся и уставшим, шансов хорошо сдать тест у вас будет немного. Поэтому вне зависимости от того, что вы успели, перед экзаменом необходимо лечь пораньше и выспаться!

Подготовиться к экзамену по биологии возможно даже с нуля, если вы понимаете, чего хотите, умеете дисциплинировать самого себя, но при этом даете себе возможность отдохнуть и готовы учиться. Желаем вас успешной сдачи ЕГЭ по биологии!

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Впервые термин «биология» употребил немецкий профессор анатомии Т. Руз в 1779г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ботаника - наука о растениях,

Зоология - наука о животных,

Микология - о грибах,

Вирусология - о вирусах,

Микробиология - о бактериях.

Анатомия - наука, изучающая внутреннее строение организмов (отдельных органов, тканей). Анатомия растений изучает строение растений, анатомия животных - строение животных.

Морфология - наука, изучающая внешнее строение организмов

Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, функции отдельных органов.

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека.

Цитология - наука о клетке.

Гистология - наука о тканях.

Систематика - наука, о классификации живых организмов. Классификация - разделение организмов на группы (виды, рода, семейства и т. д.) на основании особенностей строения, происхождения, развития и др.

Палеонтология - наука, изучающая ископаемые останки (отпечатки, окаменелости и др.) организмов.

Эмбриология - наука, изучающая индивидуальное (зародышевое) развитие организмов.

Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Этология - наука о поведении животных.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Селекция - наука, о выведении новых и улучшением существующих пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов бактерий и грибов.

Эволюционное учение - изучает вопросы возникновения и законы исторического развития жизни на Земле.

Антропология - наука о возникновении и развитии человека.

Клеточная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных клеток. Примером может служить гибридизация раковых клеток и лимфоцитов, слияние протопластов разных растительных клеток, а также клонирование.

Генная инженерия - направление науки, занимающееся получением гибридных молекул ДНК или РНК. Если клеточная инженерия работает на уровне клетки, то генная работает на молекулярном уровне. В данном случае специалисты «пересаживают» гены одного организма другому. Одним из результатов генной инженерии является получение генетически модифицированных организмов (ГМО).

Бионика - направление в науке, занимающееся поиском возможностей применения принципов организации, свойств и структур живой природы в технических устройствах.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования организмов или биологических процессов для получения веществ, нужных человеку. Обычно в биотехнологических процессах используются бактерии и грибы.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Метод - это способ познания действительности.

1. Наблюдение и описание.

2. Измерение

3. Сравнение

4. Эксперимент или опыт

5. Моделирование

6. Исторический.

ЭТАПЫ научного исследования

Проводится наблюдение над объектом или явлением

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа
теорией или законом

СВОЙСТВА ЖИВОГО

Обмен веществ (метаболизм) и поток энергии - важнейшее свойство живого. Все живые организмы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в нее продукты жизнедеятельности.

Единство химического состава. Среди химических элементов в живых организмах преобладают углерод, кислород, водород и азот. Кроме того, важнейшим признаком живых организмов является на-личие органических веществ: жиров, углеводов, белков и нуклеиновых кислот.

Клеточное строение. Все организмы состоят из клеток. Неклеточ-ное строение имеют только вирусы, но и они проявляют признаки живого, только попав в клетку-хозяина.

Раздражимость - способность организма реагировать на внеш-ние или внутренние воздействия.

Самовоспроизведение. Все живые организмы способны к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Воспроизведение организмов происходит в соответствии с генетической программой, записанной в молекулах ДНК.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность - свойство организмов, передавать свои признаки потомкам. Наследственность обеспечивает преемственность жизни. Изменчивость - способность организмов приобретать новые признаки в процессе своего развития. Наследственная изменчивость является важным фактором эволюции.

Рост и развитие.

Рост - количественные изменения (например, увеличение массы).

Развитие - качественные изменения (например, формирование систем органов, цветение и плодоношение).

Саморегуляция - способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и процессов жизнедеятельности - гомеостаз.

Приспособленность (адаптация)

Ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные ритмы). (Например, фотопериодизм - реакция организма на длину светового дня).

Уровни организации жизни

Номер
уровня

Название

Чем представлен

Биосферный

Совокупность всех экосистем
планеты

Экосистемный

(биогеоценотический)

Система популяций разных
видов в их взаимосвязи между собой и окружающей средой

Саванна, тундра

Популяционно-
видовой

Совокупность популяций,
образующих виды

Медведи белые,
киты синие

Организменный

Организм как целостная система

Бактерия, обезьяна

Клеточный

Клетка и её структурные компоненты

Эритроциты, митохондрии, хлоропласты

Молекулярный

Органические и неорганические

вещества

Белки, углеводы;

Вода, ионы солей

Тестовые задания в формате ОГЭ

Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1)физиология 2)систематика 3)экология 4)селекция

2. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1) описания органов растений 2) сравнения растений разных природных зон

3) наблюдения за ростом растения 4) эксперимента по фотосинтезу

3. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1)вирусологии 2) цитологии 3)анатомии 4) эмбриологии

4. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

5.На фотографии изображена модель фрагмента ДНК. Какой метод позволил учёным создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

6. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

классификации 2) эксперимента 3) наблюдения 4) моделирования

7. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1) моделирование 2) измерение 3) эксперимент 4) наблюдение

8. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

Определите длину насекомого на 30-й день его развития.

1) 3,4 2) 2,8 3) 2,5 4) 2,0

9. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

10. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

11. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

12. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

13. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

14. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2)сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3)подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

15. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?

Литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждение. М.: Дрофа, 2013.

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.

«Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] - URL:http:// oge.sdamgia.ru

Задача этого экзамена - оценить знания выпускников старших школ по конкретному предмету, чтобы впоследствии сформировать рейтинг абитуриентов высших учебных заведений.

Иными словами, чтобы попасть в ряды тех, кто в первую очередь будет зачислен в университет или институт, необходимо набрать наиболее высокие баллы на ЕГЭ.

Сегодня расскажем о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии. У него есть свои особенности, которые важно учитывать, если абитуриент претендует на достойный балл.

ЕГЭ по биологии: насколько все серьезно

Биология - предмет, который не является обязательным для всех специальностей, потому его нужно сдавать только поступающим на конкретные специальности. В первую очередь он требуется для поступления в медицинские и биологические вузы. Требования к абитуриентам необходимо выяснять непосредственно в приемной комиссии выбранного учебного заведения, также они могут быть размещены в открытом доступе на сайте вуза.

Подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля невероятно сложно, поскольку экзамен включает проверку знаний абитуриента, начиная с седьмого класса школы. То есть лучший вариант - учить предмет с первого дня его появления в школьном расписании, а если момент упущен - браться за подготовку как можно скорее.

Шаг 1. Выясняем глубину своих познаний в биологии

Прежде всего определитесь с тем, что из курса предмета вам уже известно. Так как подготовиться к ЕГЭ по биологии можно с помощью специальных тестов, разработанных министерством образования, они прекрасно подойдут и для предварительной диагностики знаний.

Пройдите тесты, выделите темы, которые вам хорошо известны.

Шаг 2. Составляем план

На первые строчки плана по подготовке к ЕГЭ по биологии должны попасть те темы, которые вам не знакомы или не изучены вами вообще. При этом учитывайте, что необходимо изучать их по порядку школьной программы, иначе могут возникнуть сложности.

Советы по составлению плана:

  • Используйте цветные ручки или маркеры, чтобы отдельно выделить темы, которые вами не изучены вообще, изучены частично, полностью вам знакомы. Так вы сможете увидеть "масштаб трагедии" в целом.
  • Убедитесь, что вы не пропустили ни одного раздела биологии из тех, которые вам понадобятся для сдачи ЕГЭ.
  • Когда план подготовки составлен, проконсультируйтесь с преподавателем. Возможно, он даст рекомендации по его усовершенствованию.

Шаг 3. Заполняем пробелы в соответствии с планом

Так как быстро подготовиться к ЕГЭ по биологии все равно не удастся в силу объемного материала для изучения, необходимо заниматься постепенно: ежедневно, методично, следуя составленному плану. Лучше уделять подготовке по несколько часов ежедневно, чем несколько суток без перерыва непосредственно перед экзаменом.

Чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии, год - срок вполне реальный, но если времени катастрофически мало или слишком много не изученных вами тем, то изучите самое главное в каждой теме: общие определения, основные термины. Закрепите эти знания, чтобы они не перемешались в голове. Затем наращивайте "скелет": подучивайте другие материалы по этим же темам. Таким образом вы сможете избежать ситуации, когда вы идеально выучили, условно говоря, один раздел из пяти, и потому правильно ответили только на пятую часть вопросов. Базовые знания в каждом из разделов позволят сориентироваться и дать больше правильных ответов.

Шаг 4. Совершенствуем знания

Закрепляйте пройденный материал после каждой изученной темы. Особенно актуален этот совет для тех, кто начал подготовку к экзамену заранее - за год или больше. Если тема была вами изучена несколько месяцев назад, скорее всего, сейчас вы могли многое забыть. Перечитывайте учебники, конспекты, проверяйте свои знания теми же подготовительными тестами. Это поможет поддерживать необходимый уровень.

Казалось бы, для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно только учиться. Это действительно так, но кроме этого есть множество лайфхаков, облегчающих процесс подготовки. Так как самому подготовится к ЕГЭ по биологии? Воспользуйтесь следующими советами:

  • Начинайте готовиться заранее. В идеале - за год или даже два. Практика показала, что наивысшие баллы были набраны абитуриентами, которые начали подготовку перед десятым классом.
  • Учите постепенно, чтобы не образовалась известная многим выпускникам каша в голове.
  • Изучайте не только текст, но и рисунки, диаграммы, инфографику. ЕГЭ по биологии предполагает, что абитуриент знает строение внутренних органов человека, насекомого, животного какого-либо вида, а также строение растений. Некоторые задания включают в себя требование описать это.
  • Используйте Интернет для подготовки: посмотрите познавательные видео по биологии, научные фильмы. Важно выбирать материалы для учебы внимательно: они должны предоставлять максимально достоверную информацию. В противном случае вы просто потратите время напрасно, а впоследствии даже можете сделать много ошибок во время сдачи экзамена.

  • Учитывайте то, как удобно учиться именно вам: ваше индивидуальное время мозговой активности, способ ведения конспектов (если вы их ведете), индивидуальные особенности запоминания информации.

На последнем остановимся подробнее.

Методы запоминания информации

Используйте свои индивидуальные особенности запоминания информации. Они помогут по биологии, так и станут прекрасной тренировкой памяти.

Если вы визуал (то есть человек, который лучше воспринимает визуальную информацию), сделайте мнемокарточки. Для этого вырежьте из плотного картона прямоугольники удобного для вас размера и напишите на них основные понятия из каждой темы по биологии. Можно также использовать схемы, рисунки, цветные ручки или фломастеры - главное, чтобы вам было удобно и понятно. Носите эти карточки с собой и пересматривайте в свободную минуту.

Аудиалам (людям, который лучше воспринимают информацию на слух) подойдут аудиолекции по предмету. Скачайте их себе на телефон и прослушивайте посредством наушников в свободное время. Желательно не во время пребывания на улице, так как есть опасность сильно сконцентрироваться на прослушиваемом материале и не заметить машину на проезжей части. Если не нашли подходящих лекций, попробуйте записать их на диктофон самостоятельно.

Заключение

Вопрос о том, как подготовиться к ЕГЭ по биологии, волнует многих абитуриентов, а особенно медицинских вузов, поскольку там обычно большой конкурс. Если вы будете следовать вышеприведенным рекомендациям, то сдать экзамен будет значительно проще.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: