Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Почему тело рыбы покрыто чешуей? Чем покрыто тело рыбы

Учитель : Хохлова И.В.

Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р

Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала

Методы: Технологии

План урока.

I . Организационный момент.

а) Упражнение по коррекции памяти

II .Сообщение темы и целей урока.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

IV .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

б) Упражнения в словообразовании

V .Физминутка.

VI . Обобщение.

VII . Закрепление.

а) Программированное задание.

б) Упражнения в составлении предложений.

в) Работа в тетрадях.

VIII . Итог урока. Оценка знаний.

IX . Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала

Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Организационный момент.

а)Коррекционное упражнение

б)Упражнение в словообразовании

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения.

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти.

Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

Дети запоминают сюжетную картинку, как можно больше

II . Сообщение темы и целей урока

Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.

Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды?

Вильнёт хвостом Туда-сюда - И нет её, И нет следа.

Кто такие рыбы?

Отгадывают загадку

Рыбы — это водные животные.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

б) Упражнение в классификации

Где живут рыбы?

Продолжите предложение : речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах) Реках, озерах, ручьях

Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах

Речные рыбы Морские рыбы

Подбери слова-«родственники» к слову рыба.
Рыба - рыбка - рыбонька - рыбешка - рыбища - рыбина - рыбак - рыбачка - рыбачий - рыбачить - рыбий- рыбалка - рыболов.

Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах.

Распределяют рыб (морские, речные)

К слову рыба подбирают однокоренные слова

IV .Физминутка.

Физкультминутка для тела «Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.

V .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы.

Физминутка.

Упражнения для глаз.

Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция — это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате — батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф — маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы .

А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите?

Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый.

Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки».

Давайте рассмотрим их. — Посмотрите, какие разные рыбы получились. — Скажите, из каких частей они состоят?

В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка — рыбище.
Плавник- плавничок — плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

— Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
— не в грязной воде, а … (в чистой),
— не медленно, а …(быстро), стремительно.
— Сама она была не простая, а … (золотая).

— Питаются ли рыбы? Чем питается?

Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

— Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

— Детеныши рыб появляются из …? (икры)

— Они называются …? (мальки)

— Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб — (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение «Посчитай .

1малек, 10 …, 15 …, 25 …
1 рыба, 5 …, 15 …, …,25 …

Отгадывают загадку.

река

Описывают погоду.

Подбирают слова признаки

Собирают рыбу из «осколков».

плавники, голова, овальное туловище, хвост, плавники покрыто чешуей, живет в воде)

Ответы детей.

(червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).

(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

VI . Обобщение.

Обобщающая беседа.

Каковы же основные признаки рыб?

-Где обитают рыбы?

— А без воды они могут жить? Почему?

Как дышат рыбы? При помощи чего?

— Чем покрыто тело рыб?

-Чем рыбы отличаются друг от друга?

Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.

В водоёмах. Нет. Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают.

Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской.

VII . Закрепление.

Программированное задание.

Упражнения в составлении предложений.

1)Описать по плану щуку, акулу, карася

2)Работа в тетрадях.

3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?

— Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?

Описывают рыб по плану.

Выполняют тест. (1гр.)

(плавать, плавать на лодках, кораблях)

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Ответы учащихся

(Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

VIII . Итог урока.

Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, а если как сом на дне, грустное. На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, на которую вы поработали.

IX . Домашнее задание.

Обработка рыбы связана с разделением ее тела на части, имеющие разное производственное назначение, поэтому необходимо знать ее внешнее и внутреннее анатомическое строение.

Большинство видов рыб имеет торпедообразное симметричное тело, основными частями которого являются голова, туловище и хвост.

Голова - часть тела от вершины рыла до конца жаберных крышек. Между жаберными крышками и анальным плавником находится туловище, за анальным плавником - хвостовая часть, включающая хвостовой стебель и хвостовой плавник.

На теле рыбы имеются парные грудные, брюшные) и непарные (спинной, анальный, хвостовой) плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой находится чешуя или костные пластинки. Под кожей расположены мышцы. В брюшной полости находятся внутренние органы - сердце, пищеварительные органы (пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа), почки, у большинства рыб гонады (икра или молоки) и плавательный пузырь. Эти органы свободно подвешены в брюшной полости тела при помощи окружающей их рыхлой соединительной ткани. Внутренние стенки брюшной полости выстланы гладкой покровной тканью, поверх нее у некоторых видов рыб (тресковых и др.) имеется дополнительный слой тонкой черной пленки, которую при разделке рыбы удаляют.

В промысловой практике рыбу принято характеризовать следующими размерными величинами: общей, или абсолютной, длиной (от вершины рыла до конца лучей хвостового плавника) и промысловой длиной (от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника), а также наибольшей высотой и наибольшей толщиной тела.

Форма тела и внешние признаки рыб чрезвычайно разнообразны, что вызвано приспособляемостью их к различным, иногда очень своеобразным, условиям водной среды. Среди рыб есть как хищники, так и «вегетарианцы», предпочитающие мясной пище растительную. Все это влияет на «облик» рыбы. По внешним признакам рыбы можно определить, где и в каких условиях она живет. Одним из таких признаков является форма тела.

По форме тела рыб можно разделить на несколько типов: торпедовидный - голова заострена, тело обтекаемое (акулы, треска, лососи, скумбрия, кефаль и др.); стреловидный - голова сжата с боков, тело вытянуто, непарные плавники отодвинуты назад (сарган, речная щука, панцирная щука); лентовидный - тело сплющено с боков, длинное, в виде ленты (сабля-рыба, сельдяной король); угревидный - тело сильно вытянуто, круглое в поперечнике (угорь, миноги, миксины); уплощенный - тело сжато, уплощено с боков, высокое, глаза несимметричны, чаще на одной стороне (камбала, палтус). Тело некоторых рыб сжато сверху вниз, высота тела незначительна (скаты). Шаровидный или кузовкообразный тип - тело почти шарообразное, хвостовой плавник обычно развит слабо (кузовки, некоторые

пинагоры). Часто рыбу по форме тела невозможно отнести полностью к.какому-либо определенному типу, так как оно представляет собой некую комбинацию различных форм.

На голове и туловище рыб в большинстве случаев имеется боковая линия - канал, который обычно тянется вдоль туловища от головы до хвоста. Здесь находятся чувствующие сосочки, соединенные с головным мозгом, нервами, а с внешней средой - отверстиями, пронизывающими чешую. Боковой линией рыба воспринимает даже самые незначительные колебания, определяет силу и направление течения. Благодаря ей рыбы могут плавать ночью.

С внешней, стороны тело рыб защищено кожей, состоящей из наружного слоя, или эпидермиса (эктодермы), и лежащего под ним кориума, или собственно кожи (кутиса). Под кожей находится подкожная соединительная ткань. На границе между кутисом и подкожной соединительной тканью, а также и в других слоях кожи залегают пигментные клетки, или хроматофоры.

В эпидермисе разбросаны клетки, выделяющие слизь, которая уменьшает трение при движении рыбы. Слизь некоторых рыб, особенно у угрей, ядовита.

Собственно кожа построена из взаимоперекрывающихся пучков соединительной ткани, поэтому обладает большой упругостью и плохой растяжимостью.

Между пучками соединительной ткани располагаются кровеносные сосуды, нервные волокна, слизеотделительные и пигментные. клетки.

Тело большинства промысловых рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные образования, которые служат для его защиты. Костная чешуя бывает циклоидная, ганоидная или ктеноидная; последняя отличается от циклоидной зубчиками на заднем, крае (окунь, судак, ерш). У акул чешуя плакоидная: пластинки из дентина с небольшим шипиком посередине. У осетровых рыб вместо чешуи образуются 1 острые костные выросты - жучки.

Окраска тела рыб непостоянна и зависит от количества пигментных клеток (хроматофоров), их видов и сочетания, от места обитания рыбы и ее физиологического состояния. Биологически хроматофоры выполняют защитную функцию. Под воздействием нервных восприятий пигмент или растекается по всей клетке, или собирается в центре, в результате чего изменяется окраска тела.

В коже и в чешуе рыбы находятся пигменты: меланин, гуанин, эритрин и ксантин.

Меланин - черный, весьма стойкий пигмент - является белковым, труднорастворимым веществом. Гуанин, окрашивающий рыбу в серебристый цвет, относится к пуриновым основаниям. У большинства пелагических рыб он кристаллический, а у глубоководных - аморфный. Другие хроматофоры: красный - эритрин и желтый - ксантин - являются веществами нестойкими, отчего рыба после смерти довольно быстро теряет прижизненную окраску и становится серой.

Форма и размер головы различных рыб не менее разнообразны, чем форма их тела. В технологической и товароведной практике обращают внимание на размер головы, поскольку от этого зависит выход съедобной части. При определении вида рыбы учитывают форму, размер и положение рта, наличие, положение и характер зубов, размер глаз и др.

Рот у рыб различают конечный (обе челюсти имеют одинаковую длину), верхний (верхняя челюсть короче нижней), нижний (находится на нижней стороне головы), полуверхний и полунижний.

Зубы в зависимости от способа питания рыб могут быть расположены на костях челюстей, на сошнике, нёбных костях, языке, губах и глоточных костях. Они бывают мелкими, или волосовидными, увеличенными, или клыковидными, резцовидными и стреловидными.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • познакомить учащихся с группой рыб как представителями животных.
  • показать особенности рыб, приспособленность их к жизни в водной среде.
  • развивать логическое мышление и воображение

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. Часть 2. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010,
  2. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (программа "Гармония") / сост. И.В. Мукашева. Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
  3. Рыбы наших водоемов/ Е.Т. Бровкина. В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004

Оборудование:

  • аудиокассета с записью, магнитофон
  • видеокассета "Тайны подводного мира", видеомагнитофон,
  • иллюстрации рыб,
  • черно-белые картинки рыб, по количеству учеников
  • аквариум с рыбками, взятый временно из живого уголка

Ход урока

На уроке я сижу не шумлю и не кричу

Тихо руку поднимаю, если спросят, отвечаю.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Как можно назвать всех, кто умеет бегать, прыгать, ползать, летать, плавать? (животные)

О какой группе животных идет речь?

1. Тело этих животных имеет две или три части. У них шесть ног, есть чувствительные усики антенны. Дышат через специальные трубочки - трахеи.

2. Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат легкими развиваются из яйца.

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Дышат легкими. Своих детенышей выкармливают молоком.

4. Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат легкими и кожей. Развиваются из икринок.

5. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья. Дышат легкими.

1. Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но куда? Слушаем звуковое письмо, оно нам поможет это определить.

(Прослушивание аудиозаписи "Рассказ про выдру")

На берегу реки нашего города. Как, кстати, она называется? (Великая) нас поджидал маленький выдренок. Как вы думаете, почему выдра у реки живет?

О какой группе животных, мы сегодня будем говорить?

Проверим наше предположение, разгадав загадку на стр. 33

В этот весенний день выдренок вылез из воды и увидел много разных животных.

Он задумался, неужели, все те, кого он видит - рыбы? Давайте поможем выдренку в этом разобраться. Итак, тема урока КАК ВЫГЛЯДИТ РЫБА и ПОЧЕМУ ОНА ЖИВЕТ В ВОДЕ.

2. Обобщение знаний полученных ранее

ШУКА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ РАК
УТКА ПЛОТВА СТРЕКОЗА ОКУНЬ

Посмотрите, какое животное, из тех, кого увидел выдренок, мы знаем и его точно нельзя назвать рыбой. (Утка - птица. Имеет клюв, крылья, перья, 2 лапы. Медведь - зверь, 4 лапы, имеет густую шерсть, кормит детенышей молоком. Стрекоза - насекомое, тело имеет 3 части, 6 ног, есть чувствительные усики)

Почему эти разные животные оказались около реки?

Выдренок обрадовался, что ему так интересно объясняют. И придумал ряд новых вопросов. На которые нам с вами надо найти ответы.

3. Изучение нового материала

Как выглядит рыба?

Подчеркните в загадке особенности рыбы. Какие части тела имеет рыба? Покажите. (голова, туловище, плавники, хвост) Отметьте стрелочками и подпишите части тела рыб с.33. Зачем ей плавники и хвост? Давайте посмотрим на рыбку в движении

(Показ отрывка видеофильма "Тайны подводного мира")

Лягушка - это рыба? (нет определенных частей тела)

Как рыбы передвигаются в воде?

Двигаются вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники - хвостовой и боковые.

Чем покрыто тело рыбы?

Очень интересную рыбку я принесла сегодня на урок.

(Рисунок, на котором рыба выглядит так: голова, как у коровы, туловище покрыто шерстью, рыбий хвост)

Что про нее можете сказать? Видно художник что-то напутал. Чем покрыто тело зверя, птицы?

Чем покрыто тело рыбы? ответ на этот вопрос вы узнаете, если разгадаете вот такую загадку: У родителей и деток, вся одежда из монеток. (чешуей) Кстати, если рассмотреть чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

А кто держал рыбку в руках? (скользкая)

Что внутри рыбы?

Рыба - позвоночное животное. Вдоль спины тянется хребет, который состоит из позвонков. Позвоночник - это прочная опора для любой косточки. - Рак - это рыба? (рак - дышит жабрами, но у него нет хребта, - членистоногие)

Чем же дышит рыба?

Где живет рыба? (в воде) Скажите, можем ли мы долго продержаться под водой? Почему? А рыба? (может дышать под водой)

У рыбы есть жабры. Вы наверно видели, как плавающая рыба постоянно открывает рот, как будто разговаривает. Оказывается, она глотает воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы около шеи. В воде есть воздух - маленькие пузырьки. Из них жабры выбирают кислород. Так рыба дышит.

Случается, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда речка замерзает. Как должны поступать люди, чтобы помочь рыбам?

Какие звуки издает рыба?

Давайте послушаем, рыб?

(Наблюдение за живыми рыбками, взятыми в живом уголке)

Попробуем сами поговорить как рыбки. Какой делаем вывод? (Рыба не издает никаких звуков.) На этот счет есть замечательная поговорка - Молчит как рыба - про, какого человека так говорят?

В наши дни учеными изучено-то, что оказывается рыба может издавать звуки. То скрипит, то пощелкивает. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята и приглашение к обеду. Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, если вы сейчас, будете согласны, с высказываниями хлопаете в ладоши. Нет - качайте головой. Рыбы имеют жабры, тело покрыто чешуей, имеют лапы, плавники и хвост, рыбы умеют говорить.

Кто рыба? (щука, окунь, плотва) Как определили?

Рыба имеет хвост, плавники, чешую, позвоночник, хребет, дышит под водой жабрами, может издавать звуки.

Как различать рыб?

Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами.

(Соседям по парте дается 2 черно - белые картинки рыб)

Покажите, какие рыбки получились?

Сравните рыб (демонстрируются картинки рыб)

Окунь - рыбка 20 см в длину, серо-зеленого цвета с темными поперечными полосками, мелкой чешуей, ярко красными плавниками.

Плотва - рыба длиной не более 30 см, небольшая голова. Сжатое с боков тело покрыто крупной чешуей. Спинка сине - серая или зеленоватая, бока и брюхо серебристые, а остальные - оранжевые. Глаза красные.

Зеленоватая окраска спины, желтые поперечные пятна на теле и плавниках делают щуку незаметной среди зарослей растений. У нее очень острые зубы. Каждое лето у щуки выпадают старые зубы и растут новые.

Как можно отличить одну рыбу от другой? (по окраске) Зачем им разная окраска? (спрятаться)

Чем еще могут отличаться рыбы друг от друга? (формой)

Кто знает, какая речная рыба самая крупная? (сом 4м)

А одна из самых мелких? (уклейка)

Самая колючая? (ерш)

Самая линяющая? (линь)

Одна из самых длинных рыб? (угорь)

Чем питается рыба?

Смотрите- кА, окунь спрятался в зарослях водорослей, плотно позавтракав, мальком плотвы? Кто такой малек?

Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка - яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки - мальки. Как вы думаете, заботятся ли о своем потомстве рыбы? Нет, отложив икру на водорослях, камнях, корягах, не заботятся о ней. Многие ее же и съедают. Хотя есть исключения - рыба корюшка, строит гнездо из травы и рыба бычок, выкапывают под камнем норку. В какое время нежелательно ловить рыбу? Почему?

Чем окунь питается? (мальками и другими мелкими животными) От кого спрятался? (от щуки) Почему? Как называют группу животных, которые, питаются другими животными? (хищники)

Нехищные рыбы едят насекомых, маленьких рачкв, питаются листьями и стеблями подводных трав. Интересно, что во рту у рыбы есть вкусовые почки. помогающие различать кислый, сладкий, горький и соленый вкус.

  • ПЛОТВА
  • ВОДОРОСЛИ
  • ОКУНЬ

Помогите маленькому карасику попасть к маме и папе.

Подумайте, и составьте цепь, кто, чем питается.

Что будет, если станет больше плотвы?

Что будет, если станет больше щук?

Круг замкнулся.

Сколько лет живут рыбы?

От 5 до 100 лет.

Где живет рыба?

Живет ли рыба еще где-то помимо реки?

Откройте с.35. Почему художник назвал рисунок "Что посеешь, то и пожнешь?

Какие правила мы должны соблюдать, находясь у реки? А меры предосторожности?

Какой рыбкой может полакомиться выдренок?

4. Подведение итогов урока

  • Чем рыбы отличаются от других животных?
  • Как рыбы приспособились к жизни в воде?
  • Каких рыб называют хищниками?

Выдренку очень понравилось на уроке и он просит подарить ему на память рыбку тех ребят, которые считают что им на уроке было интересно и они много чего узнали нового.

Д/З с.35 № 6 Напиши, какие рыбки обитают в реке Великой?

Продолжаем нашу традиционную рубрику Советы бывалых рыбаков - сегодня представлен материал объясняющий строение и форму тела рыбы, и ее движений:

Навигация: О рыбе - органы, инстинкты

Строение организма рыб и форма их тела приспособлены для обитания в воде. Вода во много раз плотнее воздуха, и передвигаться в ней не так-то легко. Постепенно, в течение многих поколений, у рыб появились специальные приспособления, облегчающие движение, выработались особые приёмы, позволяющие плавать легко и стремительно. Значительно облегчает движение слизь, которой покрыто тело рыб. Всем рыбам свойственны обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, наличие конечностей в виде плавников. Наиболее совершенная форма - веретенообразная - у рыб, совершающих далёкие плавания, поднимающихся по реке против течений, либо у рыб, держащихся на течении. Тело такой формы позволяет жереху, форели и некоторым другим рыбам легко преодолевать быстрины и плавать, долго не утомляясь.

Малоподвижные донные рыбы имеют округлое, толстое тело, иногда сплюснутое сверху вниз, и более тёмную окраску (сом, налим). А у рыб, обитающих в тихой воде (лещ, карась, карп, плотва и др.), тело сжато с боков. Это помогает им двигаться среди водных растений и поворачиваться в вертикальной плоскости.

У большинства рыб чаще всего заостренная голова незаметно (без шеи) переходит в туловище, а последнее - в хвостовой отдел. Границу между головой и туловищем обозначают жаберные щели, а между туловищем и хвостовым стеблем - анальное отверстие.

Отличаются рыбы и по положению рта. У леща, например, он приспособлен брать пищу со дна (его рот может даже вытягиваться в трубку), у щуки - схватывать добычу, а у чехони, питающейся у самой поверхности воды падающими насекомыми, рот верхний. У карповых зубы расположены в глотке, они помогают им дробить грубую пищу.

Тело рыбы снабжено плавниками: непарными (спинной и хвостовой) и парными (грудные и брюшные). Расположенные на спине и под хвостом являются килями. Поступательное движение вперед осуществляется хвостовым плавником, а также волнообразными изгибами тела. Парные плавники поддерживают рыбу в горизонтальном положении, способствуют её поворотам (рис. 1). В передвижении рыбы в вертикальном направлении большое значение имеет плавательный пузырь, наполненный газами. Изменение объёма плавательного пузыря обусловливает всплывание или погружение рыбы. Но некоторые виды рыб не имеют плавательного пузыря, поэтому, чтобы подняться в верхние слои воды, им приходится прилагать большие усилия (например, угрям).

Окраска тела рыб всегда приспособлена к цветовым и световым условиям водоёма. Вот почему иногда одна и та же разновидность рыбы имеет различные оттенки окраски в различных водоёмах.

У рыб, обитающих в зарослях водных растений, на туловище имеются пятна или поперечные полосы, делающие их менее заметными на фоне водорослей (окунь, щука). Верхоплавающие рыбы сверху окрашены в тёмные цвета, благодаря чему они плохо видны сверху, где обитаютих постоянные враги - птицы. Серебристо-белые бока и брюхо маскируют рыбу при наблюдении снизу, откуда могут напасть на неё хищники. А вот донные рыбы имеют тёмную окраску, сливающуюся с фоном дна.

Учитель : Хохлова И.В. Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р


Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала Методы: Технологии

План урока.

I. Организационный момент.
а) Упражнение по коррекции памяти
II.Сообщение темы и целей урока.
III.Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Вводная беседа. IV.Изучение нового материала. а) Рассказ учителя. б) Упражнения в словообразовании V.Физминутка. VI. Обобщение. VII. Закрепление. а) Программированное задание. б) Упражнения в составлении предложений. в) Работа в тетрадях. VIII. Итог урока. Оценка знаний. IX. Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.


Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. - Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти. Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

V.Изучение нового материала.а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы. Физминутка. Упражнения для глаз.
Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку. Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
-
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция - это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате - батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы . А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите? Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый. Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки». Давайте рассмотрим их. - Посмотрите, какие разные рыбы получились. - Скажите, из каких частей они состоят? В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка - рыбище.
Плавник- плавничок - плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

- Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие. - Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
- не в грязной воде, а … (в чистой),
- не медленно, а …(быстро), стремительно.
- Сама она была не простая, а … (золотая).

- Питаются ли рыбы? Чем питается?

- Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

- Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

- Детеныши рыб появляются из …? (икры)

Они называются …? (мальки)

Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб - (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение "Посчитай .

1малек, 10 ..., 15 ..., 25 ...
1 рыба, 5 ..., 15 ..., ...,25 ...

1)Описать по плану щуку, акулу, карася 2)Работа в тетрадях. 3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?- Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: